Интервью Губернатора Забайкальского края Натальи Ждановой телеканалу "Россия-24" (26 марта 2018 года)

Губернатор Забайкальского края Наталья Жданова дала интервью телеканалу "Россия-24".

На этой неделе в Совете Федерации проходили Дни Забайкалья. Как они прошли? Довольны ли вы результатом?

Да, очень значимое для нас, забайкальцев, событие - Дни Забайкалья в Совете Федерации. Мы к ним очень долго и тщательно готовились совместно - мы в Забайкалье и сенаторы, наши коллеги в Совете Федерации, готовились в Москве, очень много согласовывали позиций. В итоге все остались довольны, удовлетворены. В общей сложности мы перед своими коллегами в Совете Федерации оставили для решения более 20 вопросов, причём, самых первостепенных, сию минуту нуждающихся в решении. Во всяком случае в поисках путей оптимизации решения этих проблем

Что это за вопросы?

Самые первостепенные связаны с финансовой бюджетной сферой, с тем самым модельным бюджетом, который активно сейчас внедряется; с расчётной частью расходных обязательств нашего субъекта; с правилами распределения дотаций на бюджетную обеспеченность. Это вопросы, связанные с поддержкой наших сельхозтоваропроизводителей. Или целый блок вопросов, очень актуальных для нашего приграничного региона. Мы серьёзно работали над этим в комитете по международным делам. Это приграничное сотрудничество, развитие приграничной инфраструктуры, совершенствование пропускной способности наших пунктов пропуска, - а в Забайкальске находится самый крупный сухопутный пункт пропуска с Китаем, - и понятно, что увеличение пропускной способности будет способствовать решению многих-многих проблем. Прежде всего, увеличению туристического потока, грузового потока, пропускной способности и так далее.

Конечно, не могли не поднять такую серьёзную и самую сейчас существенную для нас проблему моногорода Краснокаменска и шестого рудника, находящегося в нём, поскольку эти проблемы касаются не только экономической составляющей, но это ещё и очень серьёзная социальная проблема. Краснокаменск второй по величине город Забайкалья, и понятно, что сотни тысяч судеб наших сограждан, проживающих в Краснокаменске, будут зависеть, в том числе, от того, насколько пойдёт работа по шестому руднику.

Очень много вопросов, касающихся развития социальной сферы, памятников культурного наследия, здравоохранения, мероприятий комплексного плана по социально-экономическому развитию Забайкальского края.

Обобщая, - все те самые актуальные и важные для нас на сегодня вопросы, по которым мы искали поддержки в Совете Федерации. Можно сказать, нашли поддержку.

Целый блок вопросов, которые мы обсуждали в комитете у Дмитрия Фёдоровича Мезенцева, был посвящён проблемам большой и малой энергетики. Это зона свободного перетока "Сибирь", это стабильные тарифы в городе Краснокаменске, который является территорией опережающего развития. Все эти вопросы не без дискуссий, не без споров обсуждались, и в итоге в проект итогового решения Совета Федерации все эти проблемы вошли вместе с вариантами решений этих проблем. Этот проект был принят за основу. Думаем, что в целом он будет принят в том виде. И очень надеемся на поддержку (поддержку Совета Федерации мы уже получили) тех федеральных министерств и ведомств, правительства Российской Федерации, которые в этом итоговом документе перечислены.

Хотелось бы подробнее остановиться на урановой промышленности. Очень большой, серьёзный вопрос: планируется освоение новых месторождений. Расскажите об этом проекте. Чего вы ждёте от него?

Это тот самый рудник №6. мы получили поддержку президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина в части необходимости строительства рудника. Более того, 13 марта подготовили понизительную площадку, где будет начало работ по разработке этого рудника. Вообще, Забайкалье и Краснокаменск, в частности, - это урановая столица нашей страны, можно сказать. Именно в Забайкалье добывался первый уран для первых атомных орудий. И сейчас, понятно, что это очень важная отрасль с точки зрения стратегической, с точки зрения обеспечения сырьём отрасли обороноспособности. И тот самый социальный аспект, о котором я уже говорила. Проблема заключается в том, что проект освоения шестого рудника - Аргунского и Жерлового месторождений в Краснокаменске, стал победителем или номинантом по постановлению правительства 1055, вследствие чего он должен финансироваться из федерального бюджета, чего мы пока не получаем. Если мы прошли первый этап поддержки, то следующий этап нашей работы совместно с Росатомом - получить федеральное финансирование на все объекты и структуры строительства рудника №6.

В этом смысле я и все мы, забайкальцы, выражаем большую благодарность коллегам - сенаторам Совета Федерации, и, прежде всего, самой Валентине Ивановне Матвиенко, потому что лично она взяла собственный контроль прохождения этого вопроса, поэтому есть уверенность, что он получит положительное решение.

Мы кратко затронули тему приграничного сотрудничества, но эта тема заслуживает гораздо более подробного обсуждения. Мы с вами встречались несколько месяцев назад в нашей студии, говорили о планах по приграничному сотрудничеству. Какой прогресс достигнут с тех пор?

С тех пор наблюдаются определённые изменения и заметная динамика в части развития приграничной инфраструктуры - это дороги, это проблемы водовода, очистных сооружений. Если говорить про туристическую составляющую, то это развитие туризма и так называемого Красного туризма. Как раз с тех пор, как мы с вами встречались, значительно увеличился поток китайских туристов, которые интересуются Красным туризмом, - туризмом, связанным с революционными местами, подвигами. У нас в Забайкалье в своё время побывали председатель Мао Цзэдун и другие китайские революционеры и великие деятели. Места их пребывания сейчас обставлены как места исторического революционного туризма. Кроме того, исторический туризм в город Нерчинск - бывшую столицу и тоже очень значимый в Забайкалье город, - пользуется большой популярностью и интересом китайских туристов.

Кроме того, развиваются те самые экономические проекты, о которых я упоминала в прошлый раз, - это строительство зернового терминала. Теперь идёт речь о начале строительства лесного терминала. Ну, и приграничный торговый комплекс, о котором я тогда подробно рассказывала, к которому мы тогда находились на подступах, сейчас уже находит своё конкретное воплощение. Пока не в реализации, но в проведении организационных мероприятий, мы разработали чёткую дорожную карту всех пошаговых действий по строительству этого комплекса, который несколько десятилетий назад ещё планировался быть построенным в зоне Забайкальск - Маньчжурия, в этом самом большом сухопутном пункте пропуска. В чём проблема на сегодня, которую мы пока не решили? Это, конечно, проблема реконструкции, повышение пропускной способности этого пункта пропуска. В этом готовы участвовать инвесторы, в том числе, с китайской стороны. Но в законодательстве не прописан порядок этого участия - непосредственно сам технический механизм. Мы обсуждали эту проблему на комитете и предлагали возможные варианты и пути решения этой проблемы.

Наталья Николаевна, вы, как губернатор, выступаете за включение Забайкалья в программу развития Дальнего Востока. Что это даст региону, и как сейчас представлен край в этой программе и представлен ли вообще?

Да, мы, в том числе, и вместе с сенаторами занимались и активно продолжаем заниматься. В сентябре 2017 года у нас даже состоялось выездное заседаниепрофильного комитета Совета Федерации в Чите, куда мы приглашали и другие субъекты Байкальского региона - Бурятию, Иркутскую область. Это проблема не только Забайкальского края (хотя, конечно, Забайкальского - в большей степени), но всех субъектов Байкальского региона, потому что программа так и называется - "Программа развития Дальнего Востока и Байкальского региона". И эти три субъекта Байкальского региона в программе представлены больше номинально, чем наше представление подкреплено фактическими финансовыми средствами. К сожалению, это так. А если сделать экскурс в прошлую программу "Дальний Восток и Забайкалье" - так она называлась, то именно в той программе предусматривалось и осуществлялось очень активное участие Забайкалья. По той программе, в Забайкалье было построено очень много социальных объектов, здравоохранения, дороги реконструировались в большом количестве, мостовые переходы, именно из средств той программы. Чего мы, к сожалению, не наблюдаем в этой программе. Пока наша борьба не увенчалась успехом, но мы продолжаем эти действия и, в общем-то, считаем справедливым, если участие Забайкальского края и других субъектов Байкальского региона будет подкреплено, в первую очередь, конкретными финансовыми суммами, как это сделано в отношении субъектов Дальнего Востока. Тогда уж мы за справедливость: коли программа Дальнего Востока и Байкальского региона, давайте в равных степенях с учётом валовых внутренних и прочих показателей будем распределять финансовые средства.

Сейчас целый ряд регионов столкнулся с такой проблемой, как закредитованность. Понятно, что она мешает развиваться территориям. Как обстоят дела с этим в Забайкальском крае, и если есть проблема, - как решаете?

Вообще, проблема, которая примерно года два назад была, наверное, самой острой, кричащей проблемой, - разбалансированности бюджета и несбалансированного состояния всей бюджетно-финансовой сферы, - сегодня полностью снята. Мы полностью это решили: это своевременные и в полном объёме выплаты заработной платы, всех пособий. В Забайкальском крае выплачивается очень большое количество социальных пособий, несмотря на непростой бюджет. На сегодня та, самая главная проблема, решена - мы это сделали. Сегодня мы стоим перед решением новых проблем. Несмотря на все сложности, мы стремимся к экономическому росту. Если говорить конкретно про финансово-бюджетную составляющую, то тоже провели работу, несмотря, что закредитованность на сегодня остаётся достаточной. Мы поставили перед собой задачу больше не наращивать объём кредитной массы. Мы поставили перед собой задачу оптимизации расходов, увеличения налоговых доходов. И нужно сказать, что за последнее время на 9,8% без малого мы увеличили налоговую базу. И мы сегодня в части стабилизации финансово-бюджетной сферы добились такого состояния, что федеральное Министерство финансов Российской Федерации признало Забайкальский край субъектом с надлежащим качеством управления финансами. Для нас это очень высокая оценка, и мы, конечно, будем дальше стремиться.

Я говорила, что мы поднимали на комитете вопрос финансирования, распределения дотаций на обеспеченность, мы очень активно распространяем модельный бюджет, мы готовы к тому, чтобы выполнять все необходимые поручения нашего президента, связанные и с демографическим пакетом, и с повышением зарплаты, и с доведением до прожиточного мимнимума. Одним словом, мы занимаемся всеми актуальными первостепенными вопросами в повестке, связанной с бюджетом, и готовы к их исполнению.

Наталья Николаевна, спасибо большое, что пришли сегодня в нашу студию!

Источник: ГТРК "Чита"