Интервью Губернатора Забайкальского края Натальи Ждановой для газеты "Эффект" (04 октября 2017 года)

Январь 2018
ПнВтСрЧтПтСбВс

123456789101112131415161718192021222324252627282930311234

 

 «Необходимо усилить участие Забайкалья в программе по развитию Дальнего Востока и Байкальского региона»

 

На прошлой неделе наш регион посетила представительная делегация Совета Федерации. Комитет по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера верхней палаты парламента провел заседание, на котором обсудил реализацию государственной программы «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона». О том, как сейчас в ней представлено Забайкалье, и на какую поддержку сенаторов мы рассчитываем, рассказала нашему изданию губернатор края Наталья Жданова.

 

- Наталья Николаевна, давно ли Забайкальский край является участником госпрограммы и какие региональные проблемы удалось решить за это время?

- Основной инструмент госпрограммы для субъектов Байкальского региона - федеральная целевая программа «Экономическое и социальное развития Дальнего Востока и Байкальского региона до 2018 года», разработанная в 2013 году для развития транспортной и энергетической инфраструктуры макрорегиона.

С этого времени за счет средств федерального и краевого бюджетов реализованы важнейшие для нашего края инфраструктурные объекты в области здравоохранения: построеныонкологический диспансер, ожоговый и кардиологический центр в Чите, проведены работы по стабилизации русловых процессов реки Аргунь. Также завершено строительство ряда объектов электросетевого хозяйства, транспортного комплекса. К примеру, сделаны подъезды от федеральной автодороги "Амур" Чита - Хабаровск к населенным пунктам Амазар, Сбега, Кудеча, Ульякан, Могоча, Жанна, Малые Ковыли и других.

Вместе с тем, отмечу, что в вопросе оказания государственной поддержки за счет средств федерального бюджета по отношению к трем субъектам Байкальского региона всегда наблюдалась определенная диспропорция. Например, на душу населения субъектов Дальневосточных регионов приходится более чем в 4 раза больше средств федерального бюджета, чем на душу населения субъектов Байкальского региона. Так быть не должно.

Степень присутствия края в госпрограмме представляется нам крайне недостаточной. Забайкальский край, как и остальные субъекты Байкальского региона, рассчитывает на увеличение своего участия в мероприятиях этой программы. При этом мы понимаем, что удовлетворить все наши потребности в текущей финансовой ситуации федерация не может, но на более справедливое распределение ресурсов внутри программы обоснованно претендуем.

- На что наш регион может рассчитывать, участвуя в госпрограмме?

- Мы бы хотели более активно участвовать в программе по формированию и развитию ТОРов с благоприятными условиями для привлечения инвестиций. В июле прошлого года правительство России приняло решение о создании в Забайкальском крае территории опережающего социально-экономического развития «Краснокаменск». Мы рассчитываем на внесение изменений в госпрограмму, которые позволят распространить на Забайкалье такой механизм поддержки, как обеспечение инженерной инфраструктурой нашего ТОСЭРа с финансированием за счет средств федерального бюджета. В регионах Дальнего Востока этот механизм широко применяется. Есть еще ряд проблем, решение которых требует совместных усилий краевого правительства и федерального центра.

- Вы, наверное, имеете в виду отсутствие сотовой связи в приграничных регионах?

- Да, и не только. Действительно, во многих приграничных территориях края до сих пор нет устойчивой сотовой связи российских операторов связи. Есть случаи использования нашими гражданами услуг китайских сотовых операторов. И это факт, о котором я говорю на многих площадках.

Правительство региона совместно с Минкомсвязи России нашло решение проблемы. Мы будем добиваться включения в государственную программу «Информационное общество (2011-2020 годы)» мероприятий, которые позволят организовать подвижную радиотелефонную связь на территории приграничных поселений нашего края за счет федеральных средств.

Еще одна наша проблема – дорогая электроэнергия. Стоимость покупки электрической энергии на оптовом рынке занимает наибольшую долю в конечном тарифе, где-то от 40 до 60%. При этом порядок формирования стоимости зависит от особенностей ценообразования и организации торговли мощностью в ценовых зонах оптового рынка, определяемых правительством РФ. При этом мы знаем, что снижается стоимостная нагрузка на потребителей Республики Бурятия и регионов Дальнего Востока. Считаю, что Забайкальский край вправе рассчитывать на аналогичную поддержку. Для этого должны быть внесены изменения в соответствующий приказ Минэнерго России в части включения нашей территории в зону свободного перетока «Сибирь».

- Наталья Николаевна, возможно ли, чтобы через госпрограмму была решена проблема российских пунктов пропуска на границе? Ведь очень часто приходится слышать жалобы на их низкую пропускную способность.

- Действительно, слабая материально-техническая база пропускных пунктов на границе является серьезным препятствием реализации нашего приграничного потенциала. Необходима скорейшая реконструкция пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации с использованием средств из иных источников финансирования. Пока оценки о том, можно ли это делать в рамках действующего законодательства, разнятся. Мы считаем, что это не запрещено, а, значит, возможно. Отраслевое федеральное ведомство полагает, что необходимо изменение федерального закона.  Учитывая фундаментальную значимость для нас этого вопроса, я попросила членов комитета провести соответствующие консультации с министерством транспорта РФ. Возможно, необходима будет законодательная инициатива.

Мы неоднократно говорили, что приграничное расположение является нашим конкурентным преимуществом, которое раскроет потенциал Забайкалья как ключевого региона России на евразийском пространстве. Именно поэтому я обратилась к федеральным коллегам с просьбой  поддержать идею разработки и заключения российско-китайского межправительственного соглашения.  Основная цель такого соглашения - создание условий для развития и расширения двухстороннего сотрудничества между Забайкальским краем Российской Федерации и автономным районом Внутренняя Монголия и провинцией Хэйлунцзян Китайской Народной Республики, а также углубление региональной экономической интеграции между двумя странами.

- Какой помощи мы ждем от сенаторов? На Ваш взгляд, услышат ли Забайкалье?

- Самое главное, что мы проинформировали коллег о ситуации в Забайкальском крае, о наших действиях и планах, обсудили с ними способы оптимизации наиболее актуальных проблем. Мы обозначили большой круг вопросов, по которым надеемся получить конкретную поддержку наших коллег из Совета Федерации. Это мероприятие прошло в рамках серьезной работы по подготовке дней Забайкальского края в Совете Федерации, которые мы планируем провести весной 2018 года.  

Госпрограмма развития Дальнего Востока и Байкальского региона призвана снять многие наши проблемные вопросы. Этот знаковый документ имеет особый символичный смысл, дает понимание особой нашей роли в судьбе страны и особые условия развития. Поэтому, безусловно, мы будем настаивать на усилении присутствия Забайкалья в этой программе. Процесс переформатирования госпрограмм – очень сложная задача. Однако, уверена, что совместными усилиями нам удастся достичь этой цели.

- Спасибо.

 

 

 

Подготовила Елена Назарова.

 

 

 

 

 

 
 
Мнения
«На 2018 год мы видим приоритеты: это выполнение майских указов президента России, работа по отстаиванию интересов Забайкальского края на федеральном уровне. Кроме того, будем продолжать создавать благоприятные инвестиционные условия на всех этапах развития бизнеса, содействовать в работе местным товаропроизводителям. Наступило время более эффективного комплексного использования ресурсов региона. Учитывая приграничное положение Забайкалья, это не просто экономическое развитие, рабочие места и стабилизация бюджетной системы. Это – обеспечение стратегических интересов нашей страны»

Наталья Жданова
Губернатор Забайкальского края
  • Портал правовой информации
  • Федеральное агентство по делам национальностей