Доклад Губернатора Забайкальского края для участия в выездном совещании Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера в Забайкальском крае

Январь 2018
ПнВтСрЧтПтСбВс

123456789101112131415161718192021222324252627282930311234

 

Уважаемые коллеги!

 

Сегодняшняя встреча стала итогом довольно длительного периода подготовки. Мы плотно работали с нашими коллегами из Совета Федерации, из федеральных министерств. Со многими встречались в городе Москве, и по результатам встреч направляли материалы по различным проблемным вопросам. Результатом стал довольно подробный проект решения, которое мы будем дорабатывать по итогам нашего совещания. Учитывая это, в своем докладе я не буду останавливаться на каждом вопросе, сделав акцент лишь на некоторых из них, на мой взгляд, наиболее значимых моментах/

Многие наши проблемные вопросы призвана снять госпрограмма развития Дальнего Востока и Байкальского региона.

Этот знаковый документ имеет особый символичный смысл, который дает нам робкую надежду на нашу особую роль в судьбе страны и особые условия развития.

Цель Госпрограммы сосредоточена на повышение уровня социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона, обеспечение потребности в трудовых ресурсах и закрепление населения на Дальнем Востоке.

Основным инструментом Госпрограммы для субъектов Байкальского региона, являлась федеральная целевая программа «Экономическое и социальное развития Дальнего Востока и Байкальского региона до 2018 года» (далее – ФЦП), целью которой является развитие транспортной и энергетической инфраструктуры макрорегиона.

С 2013 года в рамках указанной ФЦП за счет средств федерального и краевого бюджетов реализованы важнейшие для края инфраструктурные объекты в области здравоохранения - построеныонкологический диспансер и ожоговый и кардиологический центр в городе Чите, проведены работы по  стабилизации русловых процессов р. Аргунь. Построено ряд объектов электросетевого хозяйства, транспортного комплекса, и ряд других объектов.

 Однако, в то же время при разработке и формировании ФЦП, во всех ее редакциях, в части оказания государственной поддержки за счет средств федерального бюджета по отношению к трем субъектам Российской Федерации Байкальского региона всегда наблюдалась определенная диспропорция финансирования.

Например, на душу населения субъектов Дальневосточных регионов приходится более чем в 4 раз больше средств федерального бюджета, чем на душу населения субъектов Байкальского региона.

Утвержденная Правительством Российской Федерации в 2016 году новая редакция госпрограммы развития Дальнего Востока и Байкальского региона также во многом сохранила приоритетную направленность на развитие регионов Дальнего Востока.

Степень присутствия края в Госпрограмме представляется нам недостаточной. Забайкальский край, как и все остальные субъекты Байкальского региона, рассчитывает на увеличение своего участия во всех мероприятиях Государственной программы. Понимаем, что удовлетворить все наши потребности в текущей финансовой ситуации российская Федерация не может. Но на некоторое более справедливое распределение ресурсов внутри программы обоснованно претендуем. Хотя бы на том основании, что доля, формируемая субъектами Байкальского региона в совокупном объеме валового регионального продукта всего большого макрорегиона, объединяющего Дальний Восток и Байкальский регион, составляет порядка 30 процентов.

Уважаемые члены Совета Федерации и присутствующие здесь представители федеральных органов исполнительной власти. Прошу Вашего содействия в этом вопросе.

Мы хотели бы более активно участвовать в программе по формированию и развития территорий опережающего социально-экономического развития с благоприятными условиями для привлечения инвестиций. В июле прошлого года Правительством России принято решение о создании в Забайкальском крае территории опережающего социально-экономического развития «Краснокаменск». Мы рассчитываем, что с вашей помощью сможем обеспечить внесение соответствующих изменений в Госпрограмму у части  распространения на Забайкалье такого механизма поддержки, как обеспечение инженерной инфраструктурой нашего ТОСЭРа с финансированием за счет средств федерального бюджета. В регионах Дальнего Востока этот механизм широко применяется.

Помимо специализированной территориальной государственной программы, для субъектов Байкальского региона существуют и другие инструменты развития.

 Так под председательством Дмитрия Анатольевича Медведева на постоянной основе работает Правительственная комиссия по вопросам социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона. На ее заседаниях мы традиционно обсуждаем наши достижения и проблемы. Отмечу, что за последнее время Комиссией был принят ряд важных для нас решений.

Так во исполнение поручений, данных Д.А.Медведевым на заседании Комиссии в июле текущего года, Правительством Российской Федерации были внесены изменения в Порядок разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация. Данными изменениями предусмотрено обязательное требование о наличии в федеральных государственных программах России специальных разделов по опережающему развитию субъектов Байкальского региона. Уважаемые члены Совета Федерации прошу вашего содействия в скорейшей практической реализации данных нововведений. Хотя добиться этого решения нам было очень непросто, процесс переформатирования госпрограмм представляется еще более сложным делом.

Также не могу не сказать, что Правительственной Комиссией  были также поддержаны наши предложения в части включения Забайкальского края и других субъектов Байкальского региона в Концепцию развития приграничных территорий субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа. Данные изменение были приняты Правительством России в декабре 2016 года.

Мы надеемся, что это решение  позволит ориентировать приграничные территории Забайкальского края на устойчивое развитие и формирование конкурентных преимуществ перед приграничными территориями сопредельных государств.  

 В нашем крае главным инструментом реализации Концепции будет являться Программа развития приграничных территорий Забайкальского края до 2025 года (далее - Программа). Проект Программы разработан и проходит процедуру согласования в органах исполнительной власти края и органах местного самоуправления приграничных муниципальных районов.

После утверждения Программы на краевом уровне предстоит работа по ее одобрению на федеральном уровне и включению ключевых мероприятий Программы в федеральный План по реализации Концепции. Здесь, уважаемые коллеги,  мы также рассчитываем на вашу поддержку.

Другим инструментом развития наших территорий является Фонд развития Дальнего Востока и Байкальского региона. В настоящее время в регионе определен официальный оператор по работе с Фондом в лице Корпорации развития Забайкальского края.

В Фонде на рассмотрении находится заявка АО «Племенной завод «Комсомолец», реализующего масштабный для региона инвестиционный проект в сельском хозяйстве, направленный на введение в оборот к 2020 году 112,4 тысяч гектаров сельскохозяйственных земель.

Благодаря профессионализму инициатора проекта и нашей поддержке при работе с федеральными органами исполнительной власти и самим Фондом, в настоящее время принято промежуточное положительное решение о финансировании проекта за счет средств Фонда. Неоднократно руководители Фонда говорили о наличии интереса к участию в данном проекте. Пользуясь случаем, уважаемый Петр Сергеевич (зам. ген. директора Фонда), прошу Вас ускорить принятие окончательного решения о финансировании.

В то же время не могу не отметить, что на поддержку инвестиционных проектов, реализуемых на территории Байкальского региона, доля средств Фонда, возможных к привлечению составляет чуть более 4 %.Конечно же,  хотелось бы рассчитывать на увеличение этого лимита.

Нельзя оставить без внимания отбор, проводимый Министерством экономического развития Российской Федерации в рамках Постановления № 1055 «Об утверждении методики отбора инвестицонных проектов, планируемых к реализации на территории Дальнего Востока и Байкальского региона».

Куратором указанного отбора для субъектов Байкальского региона определён Минэкономразвития России. В рамках указанного отбора нам вместе удалось добиться рассмотрения двух наших проектов. В частности, Правительственной комиссией по вопросам Дальнего Востока и Байкальского региона была одобрена реализация и государственная поддержка инвестиционного проекта Строительство Рудника №6 ПАО «ППГХО». А второй проект – «Организация производства по добычи и переработки руды Александровского золоторудного месторождения» (ЗАО «Рудник Александровский») – был отправлен на доработку с резолюцией скорейшего повторного рассмотрения.

Прошу вашего содействия в вопросе скорейшего рассмотрения нашего второго проекта и начале финансирования проекта по строительству рудника № 6.

В то же время несмотря на наличие достаточно большого количества инструментов развития наших территорий, существует ряд значимых проблем, которые до настоящего времени не нашли инструментов своего решения. Отдельно остановлюсь на некоторых из них.

Эта ситуация может показаться странной, однако во многих приграничных территориях Забайкальского края до настоящего времени нет устойчивой сотовой связи российских операторов связи. На территории 155 приграничных населенных пунктов Забайкальского края (60 %) обеспечена доступность услуг подвижной радиотелефонной связи. На территории 101 населенного пункта с численностью населения около 32 тыс. человек - доступность такой связи отсутствует. Имеются случаи использования нашими гражданами услуг китайских сотовых операторов.

Правительство региона совместно с Минкомсвязи России нашло решение данной проблемы. Для этого необходимо включить в государственную программу Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020 годы)» мероприятия, направленные на организацию подвижной радиотелефонной связи на территории приграничных населенных пунктов Забайкальского края в 2018-2020 гг. и обеспечить финансирование данных мероприятий за счет средств федерального бюджета. Прошу поддержки.

Еще одна важнейшая для нас проблема связана с неразвитостью материально-технической базы пропускных пунктов на границе. Это является для нас серьезным препятствием для действительно реализации имеющегося приграничного потенциала.

Для решения данной проблемы необходимо урегулировать вопрос возможности проведения реконструкции пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации с использованием средств из иных (негосударственных) источников финансирования. Пока оценки о том, можно ли это делать в рамках действующего законодательства разнятся. Правительство края полагает, что это не запрещено, а, значит, возможно. Отраслевое федеральное ведомство полагает, что необходимо изменение федерального закона.  Учитывая фундаментальную значимость для нас этого вопроса, прошу ваш Комитет провести соответствующие консультации с Министерством транспорта Российской Федерации и помочь нам в урегулировании этого вопроса. Возможно, необходима будет законодательная инициатива.

Приграничное расположение является нашим конкурентным преимуществом и задача Правительства региона является раскрытие потенциала Забайкалья как ключевого региона России на евроазийском пространстве. В связи с этим, прошу вас поддержать нашу идею о необходимости разработки и заключении российско-китайского межправительственного соглашения о формировании пространства активного приграничного сотрудничества в границах территории Забайкальского края Российской Федерации, автономного района Внутренняя Монголия и провинции Хэйлунцзян Китайской Народной Республики для апробации новых форм и механизмов приграничного и межрегионального сотрудничества.

Целями заключения указанного соглашения должны стать:

-        формирование приграничного пространства совместного взаимовыгодного экономического сотрудничества;

-        создание условий для развития и расширения двухстороннего сотрудничества между Забайкальским краем Российской Федерации и автономным районом Внутренняя Монголия и провинцией Хэйлунцзян Китайской Народной Республики;

-        углубление региональной экономической интеграции между двумя странами, создание условий для сопряжения стратегий развития и инфраструктурной взаимосвязанности, а также координации экономической политики в приграничных регионах двух стран.

Надеюсь на Вашу поддержку в работе с МИД России по данному вопросу.

Не могу не отметить, что нами уже не первый год реализуются меры по стимулированию темпов роста социально-экономического развития Забайкальского края. Однако рост стоимости электрической энергии для прочих потребителей создает существенные ограничения для реализации указанных мер.

В течение 2017 года наблюдается рост стоимости электрической энергии для прочих потребителей в среднем по уровням, в том числе за счет средневзвешенной нерегулируемой цены электрической энергии оптового рынка. Необходимо отметить, что стоимость покупки электрической энергии на оптовом рынке электрической энергии и мощности занимает наибольшую долю в конечном тарифе на электрическую энергию (40,8 - 61,7%). При этом порядок формирования стоимости зависит от особенностей ценообразования и организации торговли мощностью в ценовых зонах оптового рынка, определяемых Правительством Российской Федерации.

Принимая во внимание достигнутые результаты по снижению стоимостной нагрузки на потребителей соседних Республики Бурятия и регионов Дальнего Востока, в целях снижения социальной напряженности и оттока трудоспособного населения за пределы Забайкальского края, снижения стоимостной нагрузки по оплате за электрическую энергию (мощность), повышения инвестиционной привлекательности и увеличения темпов роста социально-экономического развития региона целесообразно рассмотреть вопрос о внесении изменений в соответствующий приказ Минэнерго России в части включения территории Забайкальского края в ЗСП «Сибирь».

Уважаемый Александр Константинович, надеюсь на Вашу поддержку в данном вопросе.

В заключение своего выступления хотела бы сказать, что в настоящее время на завершающей стадии находится утверждение документа федерального уровня, разработанного по прямому поручению Президента нами совместно с Минэкономразвития России и другими федеральными органами – Комплексного плана социально-экономического развития Забайкальского края.

Мы возлагаем большие надежды, что этот документ удастся принять в редакции, которая позволит наиболее эффективно решить существующие проблемы.

Озвученные вопросы - лишь малая часть той огромной работы, которая проводится сегодня Правительством края.

Я надеюсь, что сегодняшняя встреча станет значимой вехой и важным звеном дальнейшей работы по развитию Байкальского региона в целом и Забайкальского края в частности.

Спасибо за внимание!

 
 
Мнения
«На 2018 год мы видим приоритеты: это выполнение майских указов президента России, работа по отстаиванию интересов Забайкальского края на федеральном уровне. Кроме того, будем продолжать создавать благоприятные инвестиционные условия на всех этапах развития бизнеса, содействовать в работе местным товаропроизводителям. Наступило время более эффективного комплексного использования ресурсов региона. Учитывая приграничное положение Забайкалья, это не просто экономическое развитие, рабочие места и стабилизация бюджетной системы. Это – обеспечение стратегических интересов нашей страны»

Наталья Жданова
Губернатор Забайкальского края
  • Портал правовой информации
  • Федеральное агентство по делам национальностей